Добровольная народная дружина
Памятки о деятельности народных дружин
- Памятка народному дружиннику (права, обязанности и ответственность) (скачать)
- Памятка народному дружиннику (порядок действий при исполнении своих обязанностей) (скачать)
- Памятка народному дружиннику (организация работы народных дружин) (скачать)
Рекомендации об участии народных дружинников в процедуре составления протоколов об административной ответственности
При рассмотрении дел об административных правонарушениях участие народных дружинников возможно в следующих случаях:
1) как свидетель. В качестве свидетеля по делу об административном правонарушении может быть вызвано лицо, которому известны обстоятельства дела, подлежащие установлению, а также выявлению причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения.
Свидетель может быть вызван к судье, органу или должностному лицу, в производстве которых находится дело об административном правонарушении. При необходимости с народного дружинника сотрудник полиции получает письменное объяснение, которое приобщается к материалам дела;
2) как понятой. В качестве понятого может выступать любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо. Обязанностью понятого является внимательное наблюдение за совершением процессуальных действий, которые производятся в его присутствии. После завершения процедуры применения той или иной меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении понятой обязан удостоверить своей подписью в соответствующем протоколе факт совершения в его присутствии процессуальных действий, содержание указанных действий и их результаты.
В статье 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) указывается, что протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, в пределах компетенции соответствующего органа. В соответствии с главой 23 КоАП РФ народные дружинники не наделены таковыми полномочиями.
Исходя из статьи 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основе которых в определённом законом порядке органы (должностные лица) устанавливают наличие или отсутствие административного правонарушения, виновность данного лица в его совершении и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются:
1) протоколом об административном правонарушении;
2) объяснением лица, привлекаемого к административной ответственности, показаниями потерпевшего, свидетелей;
3) заключением эксперта, показаниями технических средств, вещественными доказательствами;
4) протоколом изъятия вещей и документов, а также иными документами.
Народные дружинники по факту участия в задержании правонарушителя составляют рапорт или объяснение.
Рапорт пишется на имя начальника органа внутренних дел и командира народной дружины, при этом полностью указывается наименование органа, должность и звание, далее указывается дата, время, место совершения правонарушения, анкетные данные правонарушителя, описывается фабула правонарушения. Рапорт подписывается народным дружинником, проставляется дата его написания (образец рапорта прилагается).
Объяснение даётся уполномоченному лицу (сотруднику полиции) в письменном виде, а если нет такой возможности, записывается сотрудником полиции со слов народного дружинника. В объяснении указывается данные народного дружинника и его ответы на интересующие сотрудника полиции вопросы. После чего каждая страница объяснения подписывается народным дружинником и сотрудником полиции (образец объяснения прилагается).
Рапорт и объяснение составляются, как правило, в отделе внутренних дел или штабе народной дружины.
Образец рапорта (скачать)
Образец объяснения (скачать)